Ключевые слова и фразы программы "Творители" | ПРОГРАММА "ТВОРИТЕЛИ"

Ключевые слова и фразы программы «Творители»

Ключевые понятия

программа творители

Перечень слов:смысловая технология, артефактно-ориентированное сознание, культурологическая схема, метакогнитивные функции, континуальное сознание, языковое сознание,когнитивное сознание, Когнитом, имплицитное научение, жизненный мир человека,жизненные процессы, области жизненных процессов, категории состояний, уровни напряжения состояний, степени напряжения состояний, смысловое пространство,Теория Функциональных Состояний П.К. Анохина, Теория Установки Д.Н. Узнадзе, бессознательное, модальные коды бессознательного –символы целевых установок, целевые установки, криптотипы бессознательного,архетипы, архетипические фигуры, архетипические сюжеты, когнитивная психология,словотворчество, фразеологическое конструирование, лингвистическая семантика,нейролингвистика, поэзис,   деструктивныепсихологические процессы и состояния, невротизация, адаптация,психо-эмоциональные состояния, эволюция сознания, контагиозная магия,магическое сознание, ритуальное сознание, наивно-обыденное сознание, рефлексия,саморегуляция, модернизация жизненной культуры, Программа «ТВОРИТЕЛИ»,Творительный Механизм, Миросферы, Миросимволы, внутренний дискурс, психическаяэнегрия, семантическое пространство сознания, мотивные силы, мотивационно-ценностнаясоставляющая, ассоциативные ходы, психодинамические дорожки, множественноезначение сигналов фразеологической семантики, ассоциативное восприятие, психоэмоциональныеи когнитивные стимулы, доструктукно-семантические речевые формы, лингво-морфологическиеконструкции, трансперсональная научная традиция, традиция Антропоцентризма, знаковоевоспроизведение реальности.

Смысловая технология – это сам метод программы «ТВОРИТЕЛИ», который даёт понимание человеческой психики как сложной, открытой, многоуровневой, самоорганизующейся системы, обладающей способностью поддерживать себя в состоянии динамического равновесия и производить новые модели реальности и новые смысловые формы организации жизненных процессов и решения жизненных задач. Особенно важно понимание этого принципа для человека в перспективе его материального, социального и духовного роста, когда в процессе необходимости решать жизненные задачи происходит мобилизация психических, физических ресурсов и активный поиск новых путей развития.

Смысловые Формы ТВОРИТЕЛЕЙ облекают слово, изображение, символ в материал, способный к любой индивидуальной трансформации в сознании, как средство познания бытия и переустройства реальности.

Артефактно-ориентированное сознание — метод программы «ТВОРИТЕЛИ» представляет собой эксперимент в лингвопсихологии, целью которого является саморегуляция человека и модернизация его жизненной культуры через знаковые системы, построенные на основе артефактов — символов, образов, представлений, стилей и продуктов различных областей общечеловеческой культуры.

Эти знаковые системы выступают референтами знаков в следующих сферах: социальная сфера, профессиональная сфера, сфера бытийных интересов, витальная сфера (здоровье), этнокультурная сфера, психологические процессы, целесообразные действия и стратегии для достижения субъектами определённых жизненных целей, осуществления скоординированных жизненных процессов и реализации жизненных задач.

Культурологическая схема – структурно – смысловая (или семантическая по отношению к тексту) совокупность символических форм в графическом изображении или тексте. Предполагающая передачу культурных значений, связанных с архитипическими образами, их актуализацию и репрезентацию на уровне индивидуального человеческого сознания.

Метакогнитивные функции — (метапознание, метакогниции, метакогнитивный опыт, метакогнитивные способности) — знания второго порядка, т. е. знания субъекта о своей познавательной системе и умение управлять ею. Речь идёт о мыслительных процессах, предметом внимания которых являются другие мыслительные процессы.

Континуальное сознание – древнейшее «потоковое» основание сознания, рассматриваемое как спонтанно сформированная способность к пространственно-временной, предметно-логической и эмоциональной артикуляции. Опираясь на новые модели в физике, А.П. Дубров и В.Н. Пушкин сформулировали принцип взаимодействия систем на тонком энергетическом уровне – резонансно-полевой тип взаимодействия. Этот тип взаимодействия и составляет основу континуального типа сознания, доминирующего на начальном этапе становления человечества. Иногда его описывают как действие «субдоминантного полушария» (Манин 1987).

Когнитом — термин, предложенный К. В. Анохиным для обозначения совокупности познавательных способностей мозга. Образован по аналогии с термином «коннектом», но с использованием терминоэлемента «cog» от латинского cognitio, означающего «познание, изучение, осознание» (см. когнитивность). В концепции «когнитома» проблема мозга рассматривается как междисциплинарная: биомедицинская, технологическая и экзистенциальная.

Это понятие является частью формируемой фундаментальной теории, описывающей соотношение мозга и разума и основанной на утверждении, что:

1.Разум обладает зернистой структурой и состоит из когов — элементарных единиц опыта, кодирующих соотношение целого организма с теми или иными аспектами мира.

2 Элементы разума, коги, имеют между собой устойчивые связи – коммы, по которым осуществляются их коммуникации.

3 Коги и коммы образуют сеть – когнитом. Когнитом является субстратом субъективного опыта организма, опосредующего его соотношения со средой.

Эти утверждения приводят к ключевому выводу: Разум реален, поскольку он способен вступать в информационно-каузальные взаимодействия, опосредующие соотношения организма с проблемной средой.

При допущении понимания разума как гиперсетевой структуры мозга, любой мозг рассматривается как сетевая структура, обладающая когнитивной гиперсетевой функцией — когнитомом, метафорически сравниваемым с «вавилонской библиотекой мозга».

 «В Вавилонской библиотеке возможных состояний нашего мозга, мыслимых «кадров» его сознания, есть, например, все кадры фильмов, которые мы видели, и тех, которые когда-либо были или будут сняты. В этих потенциальных комбинациях активности — образы всех встречавшихся нам людей и тех, которых мы еще увидим, вообще всех людей, которые жили и будут жить на Земле».

Имплицитное научение — (скрытое, неявное) научение — научение, происходящее без осознавания того, что именно является его предметом. Такое научение происходит вне зависимости от цели и осведомленности субъекта относительно усваиваемых знаний. Имплицитное научение может требовать некоторого минимального вовлечения внимания и может зависеть от механизмов произвольной и рабочей памяти. Результатом имплицитного научения является имплицитное знание в форме абстрактных представлений, которые в отличие от эксплицитных знаний не поддаются словесным описаниям, однако, могут быть объяснены на конкретных примерах.

Жизненный мир человека — система выстраиваемых личностью социально-экономических связей и отношений, экзистенциальных ценностей индивида, его духовных, материальных и эстетических ценностей, его личного психологического пространства, правовых и этических норм его взаимодействия с другими людьми, связанная с конструктом субъективного благополучия личности и переживания ею своего будущего.

Этот термин включает также специфические способы существования человека, привязанные к определенному месту и времени, наполненные социально сконструированными и извлекаемыми из системы социальных отношений смыслами, видами деятельности, сценариями и ролями, культурными схемами осознания и их интерпретацией и реализацией конкретной личностью.

Сам конструкт «жизненного мира» оказывается эффективным инструментом саморегуляции субъекта в его жизненных отношениях. Термин введён А.Н. Кимбергом, заместителем декана факультета управления и психологии, заведующим кафедрой социальной психологии и социологии управления Кубанского государственного университета, кандидатом психологических наук, доцентом.

Области жизненных процессов — в своей методологии программа «ТВОРИТЕЛИ» исходит из принципа, что каждый день человек с той или иной эффективностью решает определенный комплекс задач, который состоит из трех областей:

1.       ОБЛАСТЬ ИНТЕЛЛЕКТА — ОБЛАСТЬ СОЕДИНЕНИЯ СОЗНАНИЯ И ЖИВОЙ МАТЕРИИ.

2.      ОБЛАСТЬ ЗДОРОВЬЯ — ОБЛАСТЬ БИОЛОГИЧЕСКОЙ ФУНКЦИОНАЛЬНОСТИ.

3.      ОБЛАСТЬ ВИТАЛЬНЫХ ЗАДАЧ – ЖИЗНЕННЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ, ЦЕННОСТЕЙ И ИНТЕРЕСОВ.

Эти три области жизненных задач определяют проблематику жизни человека и напрямую зависят от комбинации его внутренних ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ и ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ, которые в программе называются СОСТОЯНИЯ и делятся на три категории:

1.       АКТИВНОСТЬ.

2.      САМОЧУВСТВИЕ.

3.      НАСТРОЕНИЕ.

Положительная динамика этих трёх внутренних состояний обеспечивает динамическое равновесие психики в реализации творческого потенциала, позволяющего человеку моделировать свою будущую реальность, находить новые формы организации жизненных процессов, новые пути развития и решать жизненные задачи.

Категории состояний – в соответствии с тестом САН в программе «ТВОРИТЕЛИ» предусмотрены три категории состояний человека- самочувствие, активность, настроение.

Смысловое пространство — в процессе реализации метода смысловой технологии пользователю предъявляются стимулы, составленные по принципу «актуальных текстов и изображений». Актуализованный текст может пониматься как проявленное сознание в отличие от виртуального и бессознательного. Содержание сознательной сферы, обусловленное законами логики и социальными конвенциями, подчиняется линейному принципу презентации и может служить пространством для построения субъектом собственной индивидуальной феноменологии.  Поэтому в Программе «ТВОРИТЕЛИ» сознательная сфера субъекта обозначена термином «Смысловое Пространство».

Модальные коды бессознательного – символы целевых установок в бессознательном, соответствующие индивидуальным ценностным ориентирам и образам мотивационно-ценностных составляющих, отражающиеся в психоэмоциональных состояниях.

Целевые установки — целевая направленность, ориентация на что либо, предусматривающая неосознанное психологическое состояние, внутреннее качество субъекта, базирующееся на его предшествующем опыте, предрасположенности к определенной активности в определенной ситуации. Установка предваряет и определяет развертывание любой формы психической деятельности. Она выступает как состояние мобилизованности, готовности к последующему действию.

Криптотипы бессознательного — неосознаваемые глубинные образы, не находящие явного морфологического выражения, но существенные для построения и понимания высказывания или мыслительного (когнитивного) процесса.

Архетипы – в переводе с греческого «первообраз, оригинал, подлинник, образец».  Действие содержания бессознательного находит выражение в трансляции мифологем, составляющих скрытый план коммуникации, но обеспечивающих преемственность между поколениями. Массовая коммуникация опирается на «архетипическое», представляющее собой трансперсональные доминанты, которые предшествовали структурам психики (Нойман 1998: 14). Миф как символическое и традиция как акциональное определяют развитие сознания человека.

 Пути отделения сознательного от бессознательного идут, согласно юнгианской традиции, через:

1)      Фрагментацию и расщепление архетипов;

2)      Обесценивание бессознательного;

3)      Изъятие эмоционального компонента, подавляющего человеческое Эго.

4)      Бессознательные процессы, в результате которых бессознательное представляется как образ/идея.

Раскалывая архетипы на уровне обыденного сознания, связанного с основными жизненными процессами, Программа «ТВОРИТЕЛИ» преобразует их путём использования культурологических схем в мифологемы индивидуального сознания, связанные с существующими артефактами коллективного сознания и образами мировой культуры; литературы,  прикладного и изобразительного искусства, воссоздавая систему внутренних ценностных ориентиров, культурно-исторических ценностей в парадигме индивидуального артефактно-ориентированного сознания. 

Архетипические сюжеты – непосредственно относятся к литературным архетипам — часто повторяющимся образам, сюжетам, мотивам в фольклорных и литературных произведениях. в классических произведениях мировой литературы также прослеживаются повторяющиеся сюжетные линии. Особенно ярко это проявляется в произведениях выдающихся писателей, чье творчество традиционно относят к подлинно народному. Таковыми, в частности, являются такие гении мировой словесности как Пушкин, Толстой, Шекспир.

Одним из первых, кто выделил типические сюжетные линии среди всего многообразия сюжетов мировой литературы и последовательно структурировал их в отдельных циклах произведений, был А.С. Пушкин. Так, известно, что цикл пушкинских сказок создан на основе сказок народов мира, отобранных таким образом, что их сюжеты не сводимы друг к другу. При этом сюжетные линии пушкинских сказок красной строкой проходят также через циклы «Маленьких трагедий» и «Повестей Белкина».

Архетипические фигуры Согласно Юнгу архетипы являются фундаментальными структурами, выражающими изначальное (исконное) начало, универсальным образом воспроизводящееся в культурах различных народов и эпох (4, с. 600). Само определение архетипа (греч. архэ – начало, первопричина; типос – образ, форма) отражает представления о неком типообразующем начале.

Подлинным выразителем архетипических феноменов Юнг считал фольклор, в котором сказочные и мифологические персонажи предстают в качестве архетипических фигур. С настоящее время в качестве Архетипических фигур рассматриваются также и геометрические фигуры, условно соответствующие определённым архетипам (например, круг – Солнце). Хотя в этом случае, по мнению разработчиков Программы «ТВОРИТЕЛИ», наиболее близким определением является: «Архетипические символы».

Психодинамические дорожки — зашифрованные в текстовых и графических формах наборы психодинамических стимулов, соответствующих отдельному жизненному процессу, представленные   в универсальной интерпретации артефактно-ориентированных образов, открытой для каждой человеческой индивидуальности и обеспечивающих взаимодействие разных частей сознания человека и  их способность порождать эмоциональные и мотивационные силы, определяющие состояния разума, здоровья, настроения и само поведение человека в осуществлении планов и решении жизненных задач.

Поэзис – архетипическая структура генезиса культуры, модель фундаментального синтеза культуры, проявляющаяся на индивидуальном плане в стремлении человека к самореализации и совершенству, рассматривается как акт рефлексии в эстетическом постижении мира, проявляется в ритме и «звукоустройстве» фразеологических и лингвоморфологических конструкций программы «ТВОРИТЕЛИ».

Рефлексия — Рефлексивный уровень сознания (антропоцентрический принцип). Это качество, присущее только человеку, как высшему существу, делающее его отличным от прочих живых организмов. Под рефлексией в психологии понимается осмысление и анализ человеком своего внутреннего мира: знаний и эмоций, целей и мотивов, поступков и установок. А также понимание и оценка отношения окружающих. Рефлексия – это не просто интеллектуальная, а довольно сложная духовная деятельность, связанная и с эмоциональной, и с оценочной сферами. Она не имеет отношения к врожденным реакциям и требует от человека владения определенными навыками самопознания и самооценки.

Рефлексия включает в себя также способность к самокритике, так как осмысление причин своих поступков и мыслей может привести к не самым приятным выводам.

Субъективно, то есть с точки зрения самого человека, рефлексия ощущается как сложный комплекс переживаний, в которых можно выделить два уровня:

когнитивный или познавательно-оценочный, он проявляется в осознании процессов и явлений своего внутреннего мира и соотнесение их с общепринятыми нормами, стандартами, требованиями;

эмоциональный уровень выражается в переживании определенного отношения к себе, содержанию своего сознания и своим действиям.

Наличие ярко выраженной эмоциональной стороны отличает рефлексию от рационального самоанализа.

Творительный Механизм — В качестве инструментов своего интерфейса программа «ТВОРИТЕЛИ» используют речевые и графические формы с расширенным смысловым толкованием, построенные на базовых единицах культурной информации — символах, образах, и продуктах общечеловеческой культуры различных эпох и цивилизаций.

Они преобразуются в особый «ТВОРИТЕЛЬНЫЙ МЕХАНИЗМ», состоящий из трёх экранов. «ТВОРИТЕЛЬНЫЙ МЕХАНИЗМ» усиливает Активность, улучшает Самочувствие и Настроение, открывает человеку новые возможности управления внешними и внутренними процессами всей своей жизни, начиная с сохранения здоровья и заканчивая прогрессом в личностном росте, материальном благосостоянии и межличностных отношениях.

«ТВОРИТЕЛЬНЫЙ МЕХАНИЗМ» программы подключает человека к непрерывным потокам образов. При этом механизм континуального (потокового) мышления в «ТВОРИТЕЛЯХ» носит индивидуальный диалоговый характер, а рефлективное логическое мышление, включается в него в виде дискретного ориентирующего устройства, носителя дискретных знаков, связанных с определёнными жизненными процессами.

Использование «ТВОРИТЕЛЬНОГО МЕХАНИЗМА» вырабатывает у пользователя способность после нескольких минут концентрации внимания, интегрировать программу в своё сознание и использовать её в течение всего дня, независимо от своего местопребывания.

Миросферы — В сознании человека с древних времён эти взаимодействия миросфер и стихий опираются на пять элементов, служащих основой формирования структурных форм живой материи. Это представление само по себе является артефактом.

В европейской традиции теорию четырёх стихий начал разрабатывать Эмпедокл. Позднее концепция четырёх стихий: Огонь, Воздух, Вода, Земля, развивалась Платоном и Аристотелем. 

В натурфилософии Аристотеля уже предполагалось существование пятого элемента — эфира, или начала движения.

В китайско-даосской традиции до сих пор существует представление о пяти элементах: Металл, Земля, Огонь, Дерево, Вода.   

ТВОРИТЕЛИ предлагают своё прочтение древних представлений о пяти первоэлементах и стихиях, основываясь на полученных человечеством знаниях об устройстве нашего мира, вселенной, живой материи и человеческого сознания:

ЦЕНТРОСФЕРА – в сознании человека соответствует архетипу стихии металла и несёт древнейший символ защиты, остроты, труда и его орудий, взаимосвязи, взаимодействия и развития, а так же когнитивного (творческого) сознания;

ЛИТОСФЕРА — в сознании человека соответствует архетипу земли и несёт символ плодородия и неразрывной связи всего живого с геологическими процессами на нашей планете;

БИОСФЕРА — в сознании человека соответствует архетипу стихии «дерева жизни», несёт символ связи человека с природой, потенциала биосферы и эволюции жизни;

ГИДРОСФЕРА — в сознании человека соответствует архетипу стихии воды и несёт символ стихии моря, преобразования вещества, генетической памяти и возникновения жизни;

АТМОСФЕРА — в сознании человека соответствует архетипу стихии воздуха и представляет пространство, единство мировых стихий, а так же подвижность и  вездесущность человеческой мысли;

ПИРОСФЕРА — в сознании человека соответствует архетипу стихии огня и несёт символ энергии тепла, «небесного огня», Солнца, связи человека с Вселенной и творческой материализации образов сознания.

КОСМОСФЕРА – «духосфера», в сознании человека соответствует архетипу стихии космоса, как абсолютного пространства, наполненного светом и энергией созидательного ТВОРЕНИЯ, совершаемого во времени.

Миросимволы – основанные на артефактах графические культурологические схемы, в виде изображений, соответствующих Миросферам.

Внутренний дискурс – сознание носит дискурсивный характер (характер «внутреннего диалога») и характеризуется такими атрибутами, как спонтанность-интенциональность, а также текучесть-ригидность, диалогичность-монологичность.

Внутриличностный процесс речевой деятельности, особая форма «внутреннего диалога», к которому прибегает человек в процессе усвоения информации, обдумывания ситуации или принятия решения, восстанавливает и выстраивает состояния, позволяющие:

— Сконструировать правильные модели реальности в голове, отбросив негативные эмоции, иррациональные и деструктивные впечатления, заблуждения и убеждения;

— Включить нужные раздражители и мотивации;

— Создать нужную структуру поведения;

— Осуществить синтез «модели реальности в голове» с окружающей реальностью посредством действия, направленного на удовлетворение позитивно сформированной потребности.

Доструктукно-семантические речевые формы — формы эволюция человеческого языкового сознания, предшествующие современным аналитическим языкам.

Эволюция человеческой речи происходила в несколько этапов:

1.       Поздний Палеолит – отдельные звукосочетания;

2.      Архантропы – слабо фиксированная артикуляция;

3.      Ранние палеоантропы – дифференцированная (разделённая)  артикуляция;

4.      Поздние палеоантропы – слитные понятия, слитные высказывания;

5.      Неоантропы – взаимопроникающие понятия, связанные конструкции, фонетически разнообразные звукоформы.

6.      Затем произошёл переход к линейно-разделённому способу знакового воспроизведения реальности и зародились аналитические языки, на которых мы говорим сегодня.

Родившийся ребёнок тоже проходит все эти стадии, только быстро, поскольку имеет генетически закреплённые навыки. Архантропы, например, оперировали бесформенными чувственными пятнами, что свойственно мироощущению новорожденного, для которого, так же, как и для архантропа вся природа является одушевлённой: «Душа есть дыхание и она вылетает. Птица летит, следовательно, душа – это птица.»    

Прочитывая каждый конструкт программы «ТВОРИТЕЛИ», пользователь не только получает информацию, но и проходите всю эволюцию человеческой речи и соответствующий порядок положительных психоэмоциональных переживаний от всеобщего одушевления природы до аналитических смысловых форм и мироощущений.

Лингво-морфологические конструкции — конструктивно-лингвистические модели естественного языка для построения лингвистических коммуникативных процессов на основе аппарата расширенных семантических значений, получаемых в результате морфологического изменения существующих слов, приводящих к семантической конструкции, совмещающей несколько значений.

Пример:

Оба приведённых ниже слова являются сложными морфологическимиконструкциями с расширенной семантикой, связаны с прилагательным «серебряный» исоответствующим этому прилагательному признаком. Слово «Серебрежный» -символизирует «серебряную границу», от слова «брежность», которое обозначает«бережность» (уст.), но происходит от старорусского «брег» — предел, граница,берег (отсюда происходит современное слово «безбрежный». Слово «Серебряжный» -символизирует «серебряное одеяние», от старорусского слова «ряжение» (обрядовоепереодевание для исполнения праздничных ритуалов, имевших, как правило, древниеязыческие корни). Фоновая семантика этих слов определяется уже непосредственно текстом.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *