СКАЗКА О РУСАЛКЕ | ПРОГРАММА "ТВОРИТЕЛИ"

СКАЗКА О РУСАЛКЕ

Специалисты, изучающие творчество Н. В. Гоголя, (например, Е. M. Мелетинский), уделяют внимание мифологическому происхождению образов писателя и трансформации исходных архетипов в его произведениях. Творчество Гоголя богато архетипическими мотивами и связанными с ними разнообразными фольклорными элементами, а также «архаическими жанровыми структурами» — сказка, быличка, легенда и героический эпос.

Как я уже говорил, в программе «ТВОРИТЕЛИ» мы исходим из расширенного понимания термина «архетип», которое утвердилось в современной филологической науке.  Когда мы «расщепляем» архетипы индивидуального бессознательного пользователя в программе, то как бы аккуратно разбираем его на составляющие, понимая, что в нём содержатся как нужные нам с вами детали, так и множество лишних – «режущих, колющих» элементов, а также «ржавчины», прилипшей грязи, ила и т.д.

Это я говорю про иррациональные страхи, предубеждения, негативные информационные программы и прочее. Они работают в Вашей психической сфере непрерывно, ежесекундно, вызывая непрерывные каскады специфических реакций, ориентирующих через активности мозга Ваше поведение – то есть, вы даже не замечаете, что зачастую не Вы сами, а они принимают за Вас те или иные решения. А работают они – связываясь через активность нейронов с внешними раздражителями, которые им соответствуют по их «смысловому статусу», например? из Средневековья – «вижу женщину, она выглядит странно, наверное ведьма, сжечь её!», это упрощённо.

Но, когда мы очистили архетип от «наносных» элементов, мы всегда получаем определённую систему, симметрично оснащённую противоположными составляющими (поэтому бессознательное – всегда симметрично). Помните, что я говорил об архетипе женщины? ЖЕНЩИНА – по горизонтали: Мать –Ведьма; по вертикали — София (мудрость, рациональность) – Мария (духовность, самопожертвование). И вот как раз эту «конструкцию» мы бережно и аккуратно разбираем на составные части, высвобождая содержащуюся в них энергию и смысловые программы, связанные с материальными и информационными процессами.     И так происходит ежесекундно с огромным количеством содержащихся в вашем бессознательном архетипов. ТВОРИТЕЛИ помогают Вам направить их потенциал в полезное русло, отсекая то, что может породить опасные, негативные и контрпродуктивные явления.   Для этого и создан первый подвижный текстовой (фразеологический) экран.

А поскольку базовым инструментом ТВОРИТЕЛЕЙ является текст, мы разграничиваем архетип как мифологему и собственно литературный архетип. В понимании нашего с Вами артефактно-ориентированного сознания, архетипы — это не только «первообразы», сопряженные с мифом и обрядом, но и «вечные образы» литературы. Это изначально не психологическая, а логико-смысловая подпочва литературного творчества, «родовые» способы концептуализации действительности, «язык» словесного искусства, являющий собой сеть правил семантических ассоциаций, которые используют архетипы в качестве исходных форм, претерпевающих историко-культурную трансформацию.

Творчество Гоголя близко ТВОРИТЕЛЯМ, поскольку оно особенно активно совершается в сфере фольклора. А фольклор «по типу сознания тяготеет к миру мифологии, однако как явление искусства примыкает к литературе».

Сегодня мы остановимся на архетипе «Русалки».

«Сказочные жилицы вод» — участницы традиционного славянского обрядового цикла – Русалочья неделя (Гряная неделя) в начале лета и купальные обряды. Русальские праздники – Русальчин велик день, т.е. Пасха Русалок. Отголоски этих мифологических представлений отражены в «Майской ночи» Гоголя.

Мифопоэтический образ русалки объединяет Гоголевскую «ночную» повесть о томительной, цветущей, но уходящий весне с «сумеречным» рассказом о праздновании летнего солнцестояния, как пиковой точки циклического бытия, за которое победу солнца -Удлиняющегося светового дня-над тьмой сменяет процесс угасания (нередко русалочьи похороны Костромы сопровождали и обряды проводов Ярилы). Это исходные коды славянского фольклора.

Через эти образы включается связь с магической стадией сознания (в культурно-историческом контексте), а через нее — с потоковым сознанием. Включается мотивный комплекс циклического бытия, обновления и живой (оживающей) природы человека, усиливается Интуиция, способность сознания к погружению в пограничную среду «между двумя мирами». Это является профилактикой пограничных состояний, служит снятию стресса и тревожности.

В китайской интерпретации — природа Инь из глубин бессознательного воссоединяется с образами реального мира и уравновешивается, превращаясь в систему целевых установок и мотивных сил, направленных на физическую и психологическую адаптацию человека к окружающим его обстоятельствам и событиям, приводит человека к состоянию «потока» и «медитации в действии».  

На Западе Образ Русалки – «Потерянной Невесты» представляет собой мощную метафору состояния Священной Женственности за последние несколько тысяч лет.

Вот что говорят об этом западные исследователи:

«Со времён Марии Магдалины, «Потерянной Невесты» христианской истории, как носительницы архетипа Священной Женственности (а фактически комбинации архетипов Афродиты, Афины и Деметры, не говоря уже о схожести с Изидой, Инанной и Астартой, и даже Святой Софией), эта тема особенно соотносится с ней. Она была Госпожой Эпохи Рыб, в то время как Христос был её Господином, и вместе они образовывали священную мандалу «иерогамуса» Эпохи Рыб».

В фолклоре Русалки смотрят на своё отображение — но также оно символизирует роль материального мира (материя, мать), проявления Божественного «во плоти», также, как и луна отражает свет солнца. Софию также называют «непорочным зеркалом» Божественной энергии.

Образы русалок появляются в средневековых филигранях, соответствующих еретической родословной, и некоторые также представлены в геральдике рода Меровингов, где русалки изображаются с двойными хвостами. Так что связь между Марией Магдалиной и русалкой, «Морской Царевной», очень древняя.

Карл Юнг говорит о том состоянии патриархата в конце Эпохи, когда его энергия была потрачена и больше нет способности удерживать «истеблишмент», строившийся тысячелетия. Маскулинность страдает от выгорания. Юнг называет это «энантиодромией».  В какой-то момент Женское начало вновь появляется, оно возвращается, чтобы предоставить свою силу в объединении с Мужским началом, где вместе они дадут новый культурный рывок для Новой Эры. Настало время «Священной Женственности» вновь занять свою роль в завершающей сцене Эпохи Рыб, так как без неё «Принц» не может быть целостным!».

А теперь приведём наш конструкт из программы ТВОРИТЕЛИ:

Среброкованный серп на краю соловьиных садов

Пыль с ковров-самолётов собрал для своих шелкопрядов,

Чтобы ткать лунный шёлк для Русалочьих Нощных обрядов,

 Цвета белого мёда с кувшинок из майских прудов.

Попробуйте соотнести этот текст со всем вышесказанным и прислушайтесь к своим внутренним ощущениям – будет интересно. И сравните с этой картиной Крамского:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *